Выступление Натальи Афанасьевны Ермаковой на съезде владельцев независимых розничных сетей

Выступление Натальи Афанасьевны Ермаковой на съезде владельцев независимых розничных сетей

Выступление Натальи Афанасьевны Ермаковой на Восьмом Всероссийском съезде владельцев независимых розничных сетей: «Внесение нововведений в ФЗ, регулирующий торговую деятельность на территории РФ».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В моём докладе будут представлены текущие результаты законодательной работы, той её части, которая связана с проработкой закона, применяющегося для регуляции торговли.

Не буду заострять ваше внимание на сути самого закона, с основными действующими положениями которого знакомы большинство из вас. Я хочу осветить ту работу, что ведётся в представленном в законе направлении, как дополнение к уже действующим положениям.

В настоящее время в ГД РФ происходит ознакомление и обсуждение широкого ряда поправок, предлагаемых для внесения в закон о торговле. В числе изучаемых предложений есть варианты, поступившие от отдельных парламентариев, и есть предложения непосредственно от регионов Российской Федерации и Правительства.

В работе над всем комплексом задействована специальная совместная рабочая группа, в составе которой есть представители как от Правительства, так и от Госдумы и Совета Федераций.

Я хотела бы уделить особое внимание трём наиболее многообещающим вариантам планируемых поправок. К первой группе относятся предложения, поступившие от Правительства. В них производится соизмерение действующих норм законодательства с содержанием Закона. Следующую категорию составляют поправки, связанные с регуляцией франчайзинга, то есть коммерческой концессией, проводимой в торговле. И наконец, третье место отведено законопроекту, разработанному группой, в которую входят представители партии «Единая Россия» и сенаторы. В этом проекте говорится о возможности введения наказаний административного характера при совершении нарушений закона о торговле.

Цель выше упомянутых разработок – расширение полномочий органов исполнительной власти в регионах РФ при осуществлении организационной деятельности в сфере торговли. Ниша, вызывающая мой собственный интерес, - это вопросы, в которых содержатся уточнения о мероприятиях регулирования и проведения ярмарок.

При подробном ознакомлении с последним из этих проектов можно сделать однозначный вывод: характер законопроекта – чисто технический. Его смысл: это приведение в соответствие с нормами, представленными в Законе «О торговле», полномочий, которыми обладают муниципалитеты. Поправки всего лишь производят регуляцию до требуемого состояния.

Характерная особенность законопроекта: его очевидная простота, благодаря которой он уже прошёл предварительное включение в повестку пленарного заседания ГД – на первое чтение.

В это же время ведётся рассмотрение поправок в ГД РФ по вопросам франчайзинга, а именно – о возможности укрепления механизма функционирования данного института законодательно.

Суть ведущейся работы – детализация уже существующих положений Гражданского кодекса относительно договоров категории франчайзинга. К окончательным результатам участники группы пока не пришли, планируемые введения проходят стадию формирования и конечная их цель – предоставить новые возможности для развития договоров такого типа.

Работа с поправками к Кодексу, в которых говорится о наказаниях за правонарушения административного типа – положений, содержащихся в Законе о торговле, - с последующей ответственностью аналогичного вида, была проведена депутатами-представителями партии «Единая Россия».

Если обратиться к формальной стороне необходимости введений упомянутой ответственности за совершение нарушений Закона, осуществляющего государственную регуляцию торговой деятельности, то тут можно выявить отсутствие надлежащего соответствия – положений данного закона нормам, представленным в Кодексе об административных нарушениях.

Поступающие от авторов предложения сводятся к разработке дополнения КоАП в виде отдельной статьи, название которой напрямую будет связано с вынесением ответственности в случае совершения нарушений законодательства, осуществляющего функцию госрегулирования торговой деятельности на территории РФ.

Ответственность предложено распространить за нарушение Закона «О торговле» в целом – без перехода к конкретизации участников определённого правонарушения, то есть не предполагается разветвлять положения о наказании в зависимости от субъекта, совершившего то или иное правонарушения, - в роли такового может выступать торговая сеть, учреждение муниципального или государственного образца, поставщик и пр.

Примером может быть следующая ситуация: если в договор поставки были включены условия, на которые был наложен запрет Законом о регулировании торговли, это действие считается нарушением законодательства, влекущее несение ответственности административного типа. Факт добровольности или навязанности данного действия не является оправдывающим обстоятельством.

Размеры накладываемого штрафа – на должностные лица – колеблется от 10 000 до 50 000 рублей. Диапазон штрафа для лиц юридических – от 100 00 до 300 000 рублей.

На сегодня это всего лишь один из вариантов законопроекта – в том плане, что по ходу обсуждения размеры штрафов могут как уменьшаться, так и увеличиваться.

Применительно к случаям нарушений антимонопольных требований органами как гос. власти субъектов Российской Федерации, так и местного самоуправления предлагается применять отдельные санкции. Объёмы штрафов в данной ситуации планируется установить более высокими: от 300 000 до 500 000 рублей для юридических лиц.

«В случае, если компания не предоставляет на свои официальные интернет-ресурсы сведения об условиях, сопряжённых с заключением договора поставки товаров категории «продовольственные», должно быть установлено соответствующее взыскание», - гласит один из предлагаемых проектов. Для должностных лиц размеры штрафа предположительно описываются диапазоном от 30 000 до 50 000 рублей. Для лиц юридических аналогичный показатель ограничивается более высокими финансовыми рамками – от 50 000 до 100 000 рублей.

Допустимой считается положение вещей, при котором отсутствие информации на сайте компании компенсируется её предоставлением при подаче запроса.

Приобретение дополнительных торговых площадей при наличии в законе запрещающих указаний будет расцениваться как нарушение данного закона о государственном регулировании торговли. Размеры отдельно накладываемого штрафа предположительно определяются следующим образом: от 10 000 до 50 000 рублей, и для юридических лиц – от 300 00 до 500 000 рублей.

Повышенный штраф планируется установиться для злостных нарушителей закона о торговле. Начисление взыскания в финансовой форме будет осуществляться в долях от выручки компании-нарушителя.

В случае, если условия, запрещённые законом о торговле, вносились в договор неоднократно, а также при отсутствии необходимой информации об условиях заключённого договора, штраф, налагаемый на нарушителя, по предложению авторов поправок, вносимых в КоАп, должен составлять от трёх тысячных до трёх сотых от всей суммы выручки, полученной правонарушителем от реализованного им товара. Нижняя допустимая планка взимаемой в качестве штрафа суммы не должна быть меньше, чем 500 000 рублей.

Рассмотрение дел, связанных с нарушениями – в сфере государственного регулирования торговой деятельности – административного характера, предлагается внести в сферу полномочий Федеральной антимонопольной службы. Обоснованием такого проекта является статистика, согласно которой большая часть нарушений данного типа являются нарушениями профильного для службы законодательства, касающегося защиты конкуренции.

Хочу отметить, что работа в данном направлении ФАС уже начата. Согласно результатам проведённой проверки розничных сетей, было выявлено, что подавляющее большинство ритейлеров не провело изменение условий договоров поставки продтоваров до установленного законом срока.

Было проведено целенаправленное выявление фактов, свидетельствующих об отсутствии доступа к сведениям об условиях проведённого отбора поставщиков. Также была получена информация о превышении допустимого вознаграждения в 10% от общего объёма поставки и о включении в цену договора подлежащих запрету вознаграждений. Также были обнаружены случаи установки сроков отсрочки платежей, превышающие законодательные нормативы; случаи, когда в договор поставки были внесены услуги рекламного и маркетингового характера, а также условия дискриминационного вида.

Проверкой ФАС было также получено заключение, что сетями в целом была проведена коррекция проводимой политики в отношении товаров, характеризующихся как социально значимые.

К региональным органам власти также были проявлен ряд претензий со стороны Антимонопольной службы. В частности, пять субъектов РФ подверглись возбуждению административного производства, основанием чему послужило принятие решений властями этих регионов относительно ограничений движения товаров между субъектами, при предъявлении к товарам требований, не отвечающих в полной мере федеральным законам.

Если дать оценку проводимым в ГД обсуждениям поправок, то можно сделать вывод, что подготовку и внесение поправок, связанных с необходимостью установления ответственности за совершение нарушений закона, регулирующего торговлю на территории РФ, считают целесообразным и необходимым шагом, который, однако, должен осуществляться в спокойном рабочем режиме.

Относительная свежесть и новизна уже функционирующего закона о торговле позволяет, с одной стороны, регулярно выявлять нарушения, с другой стороны, не должна быть причиной для излишне поспешных выводов у законодателей. Более продолжительная его «обкатка» на практике позволит получить объективную картину ситуации.

В настоящее время можно сделать следующие предварительные выводы о действии закона о государственном регулировании сферы торговли: работа его протекает в целом нормально, и необходимость введения каких-либо специальных штрафных санкций пока не назрела.

Если практика покажет массовые нарушения данного закона, то вероятность введения Парламентом санкций оценивается достаточно высоко.

Дорогие коллеги!

Принцип «не навреди!», которым при принятии решений обычно руководствуются депутаты, обладает особой актуальностью при запуске новых законов, в том числе сейчас, при обсуждении возможных поправках к закону о торговле, цель которых – наведение порядка и законности на наших прилавках. Добиться эффективного результата мы сможем сообща – совместными действиями законодателей и представителей торговых сетей, производителями и рядовыми покупателями.

Благодарю за внимание.

Наталья Афанасьевна Ермакова

Депутат Госдумы