Депутат Наталья Ермакова выступила перед журналистами

Депутат Наталья Ермакова выступила перед журналистами

Госдума в первом чтении приняла законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», лоббированный правительством.

Представляя закон, Станислав Наумов, замминистра промышленности и торговли, отметил, что главной задачей документа является создание условий для объединения экономического пространства всего государства. Также политик добавил, что непременным условием для успешной реализации данного законопроекта должно быть «удержание баланса между интересами всех участников экономических взаимоотношений».

Известно, что принятый законопроект не только прописал всю юридическую базу для государственного регулирования торговли в стране (в том числе, между властью и остальными субъектами, хозяйствующими на территории РФ), но и обозначил требования к ведению любой торговой деятельности. Имеется в виду и информационное обеспечение, и техническое регулирование, и антимонопольная политика.

Согласно вновь принятому закону, субъектами, которые не имеют права приобретать новые торговые площади (объекты), вводить их в эксплуатацию, принимать участие в торгах с целью их приобретения, являются владельцы розничной продовольственной торговли, чей суммарный товарооборот превысил 1 млрд руб, а также превысил 25% всех реализованных (приобретенных) продтоваров за год в рамках округа, района или городов Санкт-Петербурга и Москвы.

Внешняя торговля этой законотворческой инициативой остается незатронутой, как и рынки недвижимости, производственно-технической продукции, ценных бумаг, розничные рынки и товарные биржи.

Другой политик Андрей Голушко, зампред комитета по предпринимательству и экономической политике, подчеркнул обдуманность и многолетнюю подготовку данного закона. По его словам, заинтересованные стороны провели не одну серию дебатов, обсуждая правительственные инициативы и пытаясь найти консенсус. Результатом стал документ, который учел позиции всех сторон: министерств, депутатов, государственных ведомств, продавцов и производителей.

А. Голушко в комментариях выразил надежду на то, что принятый закон «обеспечит условия для создания цивилизованных взаимоотношений на протяжении всего пути от производителя до продавца», сохраняя при этом равновесие между интересами всех субъектов экономической сферы. «Главным нововведением подписанного документа стали детально прописанные обязанности и права продавцов во время заключения договоров поставок, а также перечень категорически неприемлемых действий в отношении поставщиков», - сказал Голушко.

В свою очередь, Наталья Ермакова, член комитета по предпринимательству и экономической политике, выступая перед журналистами, заявила о том, что сегодняшние взаимоотношения «продавец – органы власти» недостаточно регламентированы в федеральном законодательстве. Депутат Ермакова считает, что торговля связывает между собой различные отрасли народного хозяйства и законодательную власть, занимающуюся регулированием данной сферы.

Наталья Афанасьевна Ермакова акцентировала внимание на том, что именно государство обязано пресечь недобросовестное ведение бизнеса, а это будет возможно только после формирования властью эффективного правового пространства, где будут установлены единые правила и нормы осуществления предпринимательства, связанного с торговлей. Также в компетенции государства находятся следующие задачи:

- создание среды здоровой конкуренции;

- соблюдение баланса интересов субъектов хозяйствования;

- обеспечение единого экономического пространства;

- поддержка отечественных производителей товаров;

- удовлетворение общественных нужд;

- обеспечение безопасности.

«Реформируя старую систему, следует действовать очень осторожно», - подчеркнула депутат ГД Ермакова. Иначе торговый бизнес может оказаться невыгодным, сетевые магазины могут закрыться, а население – утратить возможность выбора при приобретении товаров. «А всему причиной могут стать плохо продуманные решения», - резюмировала депутат Государственной Думы Наталья Афанасьевна Ермакова.

Ее коллега по комитету Кира Лукьянова объяснила сложившуюся ситуацию большими перекосами бизнес-системы в пользу крупного бизнеса. Именно ему в последние десятилетия отдавалась прерогатива, а вышеупомянутый закон, по ее мнению, только усилил порочные тенденции. Лукьянова предполагает, что надо снизить налоговый пресс и стимулировать потребительский спрос, а не продвигать сырой, излишне лояльный законопроект.

По ее мнению, позиции общепита в этом документе вообще не затронуты, поэтому он нацелен скорее на регулирование продовольственной торговли.

Сфера применения законодательной инициативы не имеет четких границ, а теоретическая база основана на специфических понятиях, не имеющих правового определения. Он не решает проблем доступа предприятий малого бизнеса на рынки, в магазины и в торговые сети.

Валерий Драганов, первый зампред промышленного комитета, настаивает на серьезной «отшлифовке» норм закона при его подготовке ко второму чтению. Он подчеркивает, что кануть в лету должны такие минусы, как:

- длительные отсрочки платежей со стороны торговых сетей;

- сбор за согласование любых условий соглашений с поставщиками;

- сбор «за место на полке».

Также Драганов критиковал производителей, которые фактически занимаются кредитованием продавцов, при этом еще и выплачивая все акцизы и налоги. Такие взаимоотношения, считает депутат, «бьют» по бизнесу, а значит, и по потребителю.

Вышеупомянутые проблемы правительство пытается решать с помощью этого закона. Правда, затронутой остается только сфера продовольственной торговли. Нынешняя редакция, отмечает политик, является «плодом» компромисса аграриев и торговых сетей. Создатели законопроекта не заметили еще одного перекоса – введение дополнительных мер, (предполагаемых новым документом) в рамках антимонопольного регулирования оборота продтоваров может повлечь значительное снижение финансовой результативности определенных торговых сетей. Что в свою очередь, будет способствовать усилению дискриминации поставщиков других товаров.

Так, вышеупомянутый запрет на покупку и введение в эксплуатацию новых торговых площадей для крупных торговых сетей, не учитывает специфику организации торговых отношений в малых (средних) городах и в муниципальных сельских районах. Это влечет за собой снижение инвестиционной привлекательности сферы российской внутренней торговли.

Драганов уточнил: «Требуется детализация отдельных статей закона, иначе любая торговая сеть, имеющая превышение порога в 25% (1 млрд), не будет иметь возможности расширяться ни в каком населенном пункте Российской Федерации». Депутат предлагает альтернативное решение – в случае превышения критериев, оговоренных статьей принятого закона, необходимо установить обязательным пунктом согласование торговой сетью и антимонопольных органов вопроса приобретения торговых площадей.

По словам Драганова, законопроект, который претендует на звание комплексного, не учел многие аспекты торговли, например:

- дистанционная торговля;

- разносная и развозная торговля;

- торговля с применением автоматов;

- торговля, построенная на привлечении распространителей.

Депутат озвучил еще несколько проблем:

Проблема пресечения распространения контрафактной продукции.

Техническое регулирование, которое включает надлежащее хранение товаров, их маркировку и упаковку.

Налоговая коррекция определенных видов расходов (сети и торговые производители)к себестоимости товаров.

Депутат Драганов считает, что все они требуют большого отдельного разговора.

Лиана Пепеляева, зампред комитета по финансовому рынку, обратила общее внимание на то, что в РФ находятся 24 тысячи муниципальных образований. Каждый из них предъявляет к торговле свои требования.

Она уверена, что вышеупомянутый закон на федеральном уровне закрепляет прозрачные и понятные «правила игры», убирает избыточные административные барьеры для торговли, а также переподчиняет собственное нормотворчество в пользу региональных и местных областей.

«Данный закон – это стимул для честной конкуренции, от которой, в итоге, выигрывает потребитель», - резюмирует депутат ГД. Еще бы, ведь добросовестная конкуренция ведет к повышению товарного качества и снижения его цены.

Виктор Звагельский, еще один коллега по комитету предпринимательства, назвал законопроект фундаментальным, то есть таким, который закладывает фундамент под создание недискриминационной рыночной системы реализации продукции в каждом населенном пункте России.

Сергей Иванов, зам главы фракции ЛДПР, проанализировал на пленарном заседании эту законодательную инициативу. Его выводы: первая редакция – это «некачественный» вариант законопроекта. Он не будет работать, а любой предприниматель, если захочет, будет обходить его.

В итоге, Валентин Денисов, глава аграрного комитета, предложил сформировать рабочую группу из членов Совета Федерации и депутатов Госдумы для доработки законопроекта к его второму чтению. Возглавить такую группу обязаны политики самого высокого уровня (из числа лиц, равных заместителям глав ГД и Совета Федерации).

Известно, что депутатом Ириной Яровой и группой, состоящей из членов Совета Федерации и депутатов ГД, был разработан альтернативный принятому документу законопроект под названием «Об организации торговых отношений на потребительском рынке». Тем не менее, после его премьеры на законодательном уровне Ириной Яровой, ею же он был отозван по невыясненным причинам. 11.09.2009